USD 435.54
EUR 473.08
CNY 61.64
FEED FOR HORCES,
BIG CATTLE, SMALL CATTLE, BIRDS

Заказать звонок

CAPTCHA

«GOODZHEM German Feed Mill" - is a limited liability partnership. The organization is located in Zhambyl region in the city of Taraz.

Primary activity is producing mixed feed for species of farm animals, birds and fish. Compounded by plant mixed feed is offered for free trade.

THE COMPANY INCLUDES:

Elevator availability provides the plant with the possibility of possessing necessary raw materials and rendering commercial services of grain crop shiftment and storage.

Developed railway makes the plant an active participant of economic life of whole Kazakhstan. The plant project has been developed within the frame of planned economy and aimed at servicing farms, poultry farms, fattening units. Nowadays it is a client-aimed company regarding all the buyers such as animal production and poultry production complexes, small commercial farm units, entrepreneurs and private subsidiary farms.

Nowadays Kazakhstan (RK) supplementary feed market develops at a rather quick rate. This ramp-up is accounted for rising of animal production on the one hand and state support of this sphere through grants and soft credits on the other hand. Ministry of Agriculture of Kazakhstan worked out a master-plan of developing feed production up to 2020 for the purposes of this branch growth. System decision of the matter involves upgrading the existing and newly built feed plants through soft-term financing and rendering support by investment subsidization. Kazakhstan establishment fully understand that mixed feed industry renaissance is the base of animal production raise and rural development.

Curiously enough it is mixed feed that is a key link in the chain of animal production output. For the main task on animal production output is self-sufficiency in quality feed. Opening of the customs borders allows purchasing supplementary feed of the best world brands. However animal breeding cost increases consequently. So it is reasonable to manufacture quality feed yourself.

Effectiveness of getting animal production depends on feed quality. For this reason control functions are of great moment at all production stages: primary products, technological process and output. Though the poultry breeders permanently come across the whole range of the factors influencing negatively on the industry sphere and holding back productivity they managed to put French and Czech chicken, American chicken legs and Chinese egg out from the market. These days twenty original mixed feed plants with the total productive capacity of around 1 million tons of production are at work in Kazakhstan. Above that feed manufacturing is launched in 114 shops with the total capacity of 694 thousand tons per year, including 98 ones in peasant farms and the rest ones are interfarm. According to the Republic State Statistical Agency data the volume of their production increases by 5 to 7% annually during the last years. In 2011 about 1,1 million tons of mixed feed were put out that is 6,9% more than that of 2010, including 7,8% in bird food and 6,2% in cattle feed. Before 2008 premixes and protein vitamin-mineral concentrates (PVMC) were imported from abroad. But today the volumes of the production as well increase by the own manufacture. In 2010 PVMC output increased 2,6 times as compared with 2008, i.e. to 22 thousand tons and to 28 thousand tons in 2011. So do the growth rates of the premixes which were got 12,2 thousand tons in 2011 that is 36,6% more than that of 2010.

Mixed feed industry manufactures mixed feed practically for all species and age groups of animals, birds and fish. For nutrient density balancing up to 15 and more components including grain and grain legume ones, foods of animal origin, side products of food and pharmaceutical sectors, mineral raw materials, biologically active supplement and others are added to their composition. But this production level doesn’t satisfy the demand animal industry in terms of quantity and quality. Their specific weight in concentrated feed total consumption doesn’t exceed 20% while around 3 million tons of grain are used milled and as grain mixtures. The calculations show that by 2020 animal and fish industries of the republic are going to require up to 3 million tons of complete mixed feed per year.

We note that annually volumes of feed in the world increase while relevant resources reduce. Many feed components became critical and some ones are used for other purposes (for production of ethanol, biogas etc.). The rise in price while reducing of traditional energy resources drove the necessity of including up to 80% of grain components in the feed composition that results in their imbalance and fails to get biologically complete animal production. In this connection looking for new kinds of feed products and creation of rational technology for effective usage of raw material supply are rather actual.

It becomes more and more evident in recent years when animal productivity growth in the republic is seriously stunted because of the weak feed base lack of protein and energy feed, biologically active substances that breeds worse deviations in the mixed feed and rations.

Mixed feed enterprises built in 1970-1980 are often incapable of providing a customer with high-quality feed at affordable prices while more than one- half these capacities stand idle. With that many animal farms are forced to purchase feed abroad. Feed costs for production of animal outputs in RK are high against the norms in developed countries. Grain components in feed composition cover more than 75% against that of 30-40% in the EU countries. The grain legume situation is also problematic. In recent years their gross collection doesn’t exceed 150 thousand tons while the demand is 600 thousand tons or more.

The republic is just 8-10% provided with feed of vegetable and animal origin, microbiological synthesis. For effective work the animal industry requires about 350 thousand tons of soy oilcakes.

To have the mixed feed compounded in Kazakhstan high quality and competitive first of all it is necessary to cope with the section’s dependence on imported raw materials. The state should promote production of the own high quality mixed feed through grants. The Ministry of Agriculture of the Republic and scientific institutes should undertake measures on searching alternative local sources of protein; tie in the cultivated area structures, selecting sorts of grain, grain legume and oil plants with requirements of the feed industry and industrial livestock complexes. Soon the chain of new industrial complexes and mixed feed plants will change rural areas, provide the considerable part of free population with a qualified job, give an impetus to the forage crop production increase and also to restoration of rabbit, fur and fish farm industries.

Directions and effectiveness of state support in the forage production. The total amount of the budgetary provisions made for developing animal industry in the Republic of Kazakhstan in 2010 figured up to around 15 627,4 million tenge and annual average growth of state aid to the animal-breeding sector figured up to around 10%.

Since 2010 the pure-strain stock-breeding subsidy mechanism has been changed, so since the beginning of the current year the subsidies have been paid out to the agriculture commodity producers who purchase young breeder.

Budgetary transfers to commodity producers are intended for partial cheapening (to 45%) of mixed and (or) concentrate feed used for production of beef, pork, broiler poultry meat(hereinafter poultry meat), chicken egg of egg crosses(hereinafter market egg) as well as for partial reimbursement of expenditures for production of milk, fine-wool ship wool (hereinafter fine wool), mutton, horse meat, kumiss and Camel milk.

Criteria to the commodity producers for participation in the subsidy program are established through the order of the Ministry of Agriculture of the Republic of Kazakhstan each and every item and quality of the animal product produced.

Defining the quota holdings, subsidized production volume is performed on the base of zootechnic production output norms depending on a breed and productivity direction. For non-descript cattle an average regional statistic value is used as a basis.

On the base of the republic feed production condition analysis undertaken the following conclusions can be made:

Since we are dealing with the production of ready feed for the animals bred on a farm the question of the cattle and poultry dynamics in Kazakhstan shall be taken into consideration. So the greater the cattle and poultry stock is the more feed for animals is required. Also taking into consideration that currently the RK government mapped out the agriculture direction and make the definite subsidies particularly to the development of the animal section which for effective performance ability includes practically all possible sections such as mixed feed industry, fat-and-oil industry and other sections. Construction of the feed production automated complex will allow not only being effective in the present realities but also quickly running. However keeping in mind the above described analysis the fact that the feed production automated complex shall be followed, as the next stage, by the construction of poultry complex or any other animal complex for the opportunity of gaining an own closed cycle and independence both in feed supplying and end product realization is worth taking into consideration.

A growing global demand for oilseeds and their derivative products is a driver for increasing production of the above mentioned products not only in Ukraine and Russia but also in Kazakhstan. During the last five years Kazakhstan strengthens its positions of oilseeds manufacturer slowly but steadily. 2011/2012 MY turned to be significant for the country in the context that Kazakhstan became a net fat-and-oil production exporter. Growing rates of oilseeds production and processing as well as more attractive prices on the part of importers as compared with those of the domestic market didn’t go unnoticed for the country. Investment projects at Kazakhstan oilseed market are realized by both Russia and China. And it is no accident.

Diversification of agricultural production

Undoubtedly production of grain plants and wheat in particular is of top priority for Kazakhstan. In 2012 agricultural spring seeding area amounted to 18,8 million ha including wheat accounting for 15,7 million ha. At the same time during last five years Kazakhstan has been expanding the cultivated areas under oilseeds. At that sometimes the expansion is carried out through reduction of cultivated areas under wheat.

It showed itself in 2010/2011MY most clearly – soy, sunflower, rape and flax plantings increased by 487 thousand ha while those of wheat reduced by 489 thousand ha. Such the changes were accounted for Kazakhstan state crop production policy aimed at promoting oilseeds production diversification. At that the potential of total squares under oilseeds in the country is evaluated by the local authorities at a level of 2 million ha. Generally Kazakhstan experts don’t stop underlining that the country possesses the vast areas favorable to planting agricultural goods.

Sunflower is a leading plant. The gross of oilseeds is planted in northern Kazakhstan. Sunflower and rape are planted north-east, flax is in the north and west and soy is in southern Kazakhstan.

Analysis of the market

According to the Oil World analysts’ calculations in 2012/2013 oil-bearing plantings in Kazakhstan reached 1,6 million ha that is twice 2008/2009 season result. Half of the mentioned squares that is 850 thousand ha were allotted for sunflower against 956 thousand previous year. Also a significant increase in flax squares was registered – 419(326) thousand ha were allotted for it. Above that 250(230) thousand ha fell to the share of rape and 82(71) thousand ha were accounted for soy.

Kazakhstan: the production of oilseeds and areas under them

 

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

 

thous. ha

ths. tons

thous. ha

ths. tons

thous. ha

ths. tons

thous. ha

ths. tons

thous. ha

ths. tons

Soya beans

51

89

53

94

62

114

71

133

82

170

Sunflower

570

186

722

368

870

329

956

440

850

400

Rape

174

83

195

107

353

109

230

149

250

117

Linen

12

10

58

48

230

95

326

273

419

158

Total for oilseeds

807

368

1028

617

1515

647

1583

995

1601

845

Source: OilWorld

A noteworthy detail is that in 2011/2012 MY after the record harvest of sunflower Kazakhstan exported 36 thousand tons of the mentioned oil plant. Stepped-up sales fell on January-May 2012 and were much connected with the difficulties of sunflower import from Russia and Ukraine because of ice situation. In general Kazakhstan fights for increasing sunflower processing domestically and exporting the oil and oil cakes. So in 2011/2012 MY sunflower oil and oil cafes export from Kazakhstan figured up to the record 16,89 thousand tons and 99,48 thousand tons correspondingly. Iran and UAE hit top 3 of the key sunflower oil cakes importers having purchased 32% and 20% of the mentioned volume correspondingly.

According to the Oil World analysts forecast sunflower export from Kazakhstan will be accounted for 20 thousand tons in 2012/2013 MY (September-August). Taken as a whole the sunflower production in the country in 2012/2013 MY turned to be higher against the analysts’ expectations – 400 thousand tons of the oil plant were lifted what however is behind the record of 2011 (440 thousand tons). In accordance with the IA APC-Inform data during September-November 2012 sunflower shipments from Kazakhstan figured to 1,7 thousand tons what exceeded the result of the same period previous year by 60%. Uzbekistan, Kyrgyzstan and Afghanistan were the main importers of Kazakhstan sunflower whereas in 2011/2012 MY such countries as Tajikistan, Netherland, Poland, Iran and Germany and in 2010/2011 MY China and South Korea were among the importers. By the end of the season Kazakhstan can export other 18,3 thousand tons of sunflower.

Основные покупатели семян подсолнечника из Казахстана

2011/12

2012/13/14(september-november)

Country

Volume, tonnes

Average price,
USD/t

Share

Country

Volume, tonnes

Average price,
USD/t

Share

Uzbekistan

32 318

338

90%

Uzbekistan

1 602

467

93%

Tajikistan

1 968

425

5%

Kyrgyzstan

84

417

5%

Netherlands

986

410

3%

Afghanistan

40

320

2%

Afghanistan

394

142

1%

 

 

 

 

Kyrgyzstan

323

189

1%

 

 

 

 

Poland

61,0

740

0%

 

 

 

 

Iran

10

179

0%

 

 

 

 

Germany

8

1 024

0%

 

 

 

 

Other

0

 

 

 

 

 

 

Total

36 069

 

100%

Total

1 726

 

100%

Regarding sunflower oil shipments it is necessary to note that during September-November 2012 Kazakhstan exported 3,56 thousand tons that was practically three times more than that of the same period of the last season. It is rather interesting to note that 28% of the mentioned volume went to India. At that Uzbekistan remained the top importer.

Sunflower oil cakes export from Kazakhstan for September-November 2012 also exceeded the last year result being accounted for 16,3 thousand tons. 59% of the mentioned volume went to Uzbekistan, 22% - to UAE, 8% - to Kyrgyzstan, 7% - to Tajikistan and 5% - to Iran. On the whole the Oil World analysts expect 70 thousand tons of sunflower oil cakes export from Kazakhstan for season 2012/2013. So by the end of the season the country can supply the world market with other 53,7 thousand tons of sunflower oil cakes.

Over the last years the world seed oil market became heavily dependent on the market of petrochemicals due to fast development of the alternative energy and biodiesel in particular.

So the key factors shaping the market of Kazakh sunflower oil are not only domestic but external as well.

To resume the above written it turns out that any present-day APC enterprise whether it is of fat-and-oil sector or mixed feed industry shall have its closed production cycle. The main task of which is the most rational production usage of natural resources and energy ensuring environmental protection. Nowadays it is not enough to just provide the society with the desired amount of production – this production shall meet the international quality standards, the most important components of which are exactly the ecological components of all the produced and consumed.

In this connection after the construction of oil processing there appears the need of further development (if desired) of the whole production and creation of an own closed cycle. The following development steps can differ; moving in either poultry or cattle direction where a need of uninterrupted supply in high quality feed arises as a consequence.

USD 377.19
EUR 408.99
CNY 54.02
Комбикорма для
лошадей, КРС, МРС, птиц

Заказать звонок

CAPTCHA

«GOODZHEM немецкий комбикормовый завод» — это товарищество с ограниченной ответственностью. Организация находится в Жамбылской области в городе Тараз.

Основной вид деятельности предприятия — это производство комбикормов для всех видов сельскохозяйственных животных, птиц и рыб. Изготавливаемые заводом комбикорма поступают в свободную торговлю.

Предприятие включает в себя:

Наличие элеватора позволяет заводу иметь необходимые запасы сырья и оказывать коммерческие услуги по перевалке и хранению зерновых культур.

Местоположение завода — город Тараз, это центр Жамбылской области. Развитая железная дорога делает завод активным участником экономической жизни всего Казахстана. Проект завода разработан при плановой экономике и нацелен на обслуживание Ферм, Птицефабрик, Откормочных цехов. Рыночная экономика настоящего дня требует ориентации завода на значительное число разноплановых клиентов. Завод был построен и разработан в соответствии с современными требованиями. Сегодня это клиентоориентированая компания по отношению ко всем покупателям – животноводческим и птицеводческим комплексам, небольшим хозяйствам, предпринимателям и личным подсобным хозяйствам.

Сегодня рынок кормовых добавок в Республике Казахстан (РК) развивается довольно быстрыми темпами. Увеличение спроса на них объясняется, с одной стороны, повышением цен на продукцию животноводства, а с другой – государственной поддержкой этой отрасли в виде дотаций и льготных кредитов. Министерство сельского хозяйства Казахстана разработало мастер-план по развитию кормопроизводства до 2020 года в целях развития этой отрасли. Системное решение данного вопроса заключается в модернизации существующих и вновь строящихся комбикормовых заводов путём льготного финансирования и оказания поддержки в виде инвестиционного субсидирования. Руководство РК полностью понимают, что возрождение комбикормовой промышленности – это основа увеличения животноводческой продукции и развития села.

Как ни странно именно комбикорма являются главным звеном в цепочке производства животноводческой продукции. Ведь главная задача при производстве любой животноводческой продукции является самообеспечение себя качественными кормами. Открытие таможенных границ позволяет закупать кормовые добавки лучших мировых брендов. Однако соответственно увеличивается и стоимость выращивания скота. Поэтому целесообразно производить качественные комбикорма самому.

Эффективность получения животноводческой продукции зависит от качества комбикормов. Поэтому большое значение имеют контрольные функции на всех стадиях их производства: сырье, технологический процесс и готовая продукция. Птицеводы, постоянно сталкиваясь с целым рядом факторов, отрицательно влиявших на отрасль и сдерживавших рост объёмов продукции, все же сумели вытеснить с рынка французских, чешских кур, американские окорочка и китайское яйцо. Сегодня в Казахстане действуют 20 самостоятельных комбикормовых заводов, производственная мощность которых около 1 млн. т продукции. Кроме того, организовано производство комбикормов в 114 цехах общей мощностью 694 тыс. т в год, в том числе 98 цехов в крестьянских и фермерских хозяйствах, остальные — межхозяйственные. По данным Госстатуправления республики, объем их производства за последние годы ежегодно увеличивается на 5–7%. В 2011 г. выработано около 1,1 млн. т комбикормов, или на 6,9% больше, чем в 2010 г., в том числе для птицы — на 7,8%, для КРС — на 6,2%. До 2008 г. премиксы и БВМК в Казахстан ввозились из-за рубежа. Но сегодня растут объёмы и этой продукции за счёт собственного производства. В 2010 г. выработка БВМК по сравнению с 2008 г. увеличилась в 2,6 раза — до 22 тыс. т, а в 2011 г. — до 28 тыс. т. Такие же темпы роста и объёмов премиксов, которых в 2011 г. получено 12,2 тыс. т, или на 36,6% больше, чем в 2010 г.

Комбикормовая промышленность

Комбикормовая промышленность производит комбикорма практически для всех видов и возрастных групп животных, птицы и рыбы. Для балансирования питательности в их состав вводится до 15 и более компонентов, в том числе зерновых и зернобобовых, продуктов животного происхождения, побочных продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности, минерального сырья, биологически активных добавок и др. Но этот уровень производства комбикормов не удовлетворяет потребности животноводства в количественном и в качественном отношении. Их удельный вес в общем расходе концентрированных кормов не превышает 20%, в то время как около 3 млн. т зерна используются в измельчённом виде или как зерновые смеси. Расчёты показывают, что к 2020 г. животноводству, птицеводству и рыбоводству республики потребуется до 3 млн. т полнорационных комбикормов в год.

Комбикормовая промышленность

Следует отметить, что во всех странах мира объёмы кормов ежегодно увеличиваются, а ресурсы для этого уменьшаются. Многие компоненты комбикормов стали дефицитными, а некоторые используются на другие цели (на выработку этанола, биогаза и др.). Удорожание и сокращение традиционных энергетических ресурсов обусловило необходимость включения в состав комбикормов до 80% зерновых компонентов, что приводит к их несбалансированности и не обеспечивает получения биологически полноценной животноводческой продукции. В связи с этим поиск новых видов кормовых продуктов и создание рациональной технологии эффективного использования сырьевых ресурсов весьма актуальны.

Это становится все более очевидным в последние годы, когда рост продуктивности животных в республике серьёзно сдерживается из-за слабой кормовой базы, недостатка белковых и энергетических кормов, биологически активных веществ, в результате чего допускаются грубые отклонения в составе комбикормов и рационов.

Комбикормовые предприятия, построенные в 1970–1980 гг., зачастую не способны обеспечить потребителя высококачественными кормами по доступным ценам, а более половины этих мощностей простаивает. При этом многие животноводческие хозяйства вынуждены закупать комбикорма за рубежом. Затраты кормов на производство животноводческой продукции в РК высокие по сравнению с нормативами в развитых странах. Зерновые компоненты в составе комбикормов занимают более 75%, в то время как в странах ЕС — 30–40%. Сложная ситуация и с производством зернобобовых культур, которое даже в лучшие годы обеспечивало менее половины потребности. За последние годы валовой сбор их в целом не превышает 150 тыс. т, а требуется не менее 600 тыс. т.

Кормами растительного и животного происхождения, микробиологического синтеза республика обеспечена всего на 8–10%. Для эффективной работы животноводству нужно в год около 350 тыс. т соевого шрота.

Увеличение продукции животноводства — одна из основных задач на ближайшее десятилетие, которую обозначил Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев. Главным стержнем ее выполнения будет организация промышленного животноводства на основе укрепления кормовой базы и комбикормовой промышленности. Для этого к 2020 г. планируется построить при глубинных хлебозаготовительных предприятиях 28 комбикормовых цехов мощностью до 100 т в сутки и 72 цеха модульного типа мощностью до 20 т в смену при агропромышленных комплексах и фермерских хозяйствах. Кроме того, предстоит провести реконструкцию и техническое перевооружение 20 действующих комбикормовых заводов. Комбикормовые предприятия расположены в основном в областных центрах и крупных городах. Рядом с ними находятся предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Внедрение на них безотходных технологий с выработкой добавок, пригодных для ввода в комбикорма, значительно расширит сырьевую базу их производства. В таком случае мясоперерабатывающие предприятия Казахстана при полном использовании ресурсов смогут поставить в год 7000 т сухих животных кормов, 650 т кормового и около 1000 т технического жира, 750 т мясного бульона. Молочная промышленность на своих мощностях готова выпускать 3000 т сухого обезжиренного молока. До 4000 т. мясокостной муки предполагается вырабатывать из туш павших животных и птицы.

Чтобы производимые в республике комбикорма стали более качественными и конкурентоспособными, в первую очередь необходимо преодолеть зависимость отрасли от импортного сырья. Государство должно стимулировать производство собственных высококачественных комбикормов субсидиями. Минсельхозу республики, научным организациям нужно предпринять меры к поиску местных альтернативных источников протеина; увязать структуры посевных площадей, подбор сортов зерновых, зернобобовых и масличных культур с потребностями комбикормовой промышленности и животноводства. Сеть новых промышленных животноводческих комплексов и комбикормовых заводов вскоре преобразит село, обеспечит работой значительную часть свободного населения квалифицированной работой, даст толчок увеличению производства кормовых культур, а также возрождению кролиководства, пушного звероводства и рыбоводства.

Направления и эффективность государственной поддержки в кормопроизводстве общий объем бюджетных средств выделенных на развитие животноводства в Республике Казахстан в 2010 году составил порядка 15 627,4 млн. тенге, ежегодный средний рост объёмов государственной поддержки отрасли животноводства составил порядка 10%.

Норматив бюджетных субсидий на реализованную животноводческую продукцию

С 2010 года изменён механизм субсидирования племенного животноводства, так с начала текущего года субсидии выплачиваются сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретающим племенной молодняк.

Бюджетные субсидии предназначаются товаропроизводителям на частичное удешевление (до 45 %) стоимости комбикормов и (или) концентрированных кормов, используемых для производства говядины, свинины, мяса бройлерной птицы (далее – мясо птицы), куриного яйца яичных кроссов (далее – пищевое яйцо), а также на частичное возмещение затрат на производство молока, шерсти тонкорунных овец (далее – тонкой шерсти), баранины, конины, кумыса и шубата.

Критерии к товаропроизводителям для участия в программе субсидирования по каждому виду продукции и качеству производимой животноводческой продукции устанавливаются приказом Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

Определение квот, субсидируемого объёма продукции, осуществляется на основе зоотехнических норм выхода продукции в зависимости от породы и направления продуктивности. Для беспородного скота за основу берётся средне районный статистический показатель продуктивности.

Норматив бюджетных субсидий на реализованную животноводческую продукцию

На основании проведённого анализа  состояния кормопроизводства  в республике, можно сделать следующие заключения:

Поскольку мы рассматриваем производство  готовых кормов для животных, содержащихся на ферме, то необходимо  учесть вопрос  динамики поголовья скота и птицы в Казахстане. Следовательно,  чем больше поголовье скота и птицы, тем больше нужно кормов для животных. А также учитывая, что  на сегодняшний день правительством РК взят вектор развития в направлении сельского хозяйства и выделяются определённые дотации, в частности развития животноводческой отрасли, которая для эффективной работоспособности включает в себя практически все возможные отрасли как комбикормовую промышленность, масложировую и другие отрасли.  Строительство автоматизированного комплекса по производству кормов позволит не просто быть в сегодняшних реалиях эффективным, но и быстро окупаемым. Однако учитывая  выше изложенный анализ стоит принять во внимание тот фактор, что последующим этапом в строительстве автоматизированного комплекса по производству кормов, должен идти этап строительства птицеводческого либо же любого другого животноводческого комплекса, для возможности обретения своего замкнутого цикла и обретении независимости как в обеспечение кормами, так и в реализации готовой продукции.

Растущий мировой спрос на масличные культуры и продукты их переработки является стимулом для наращивания производства указанной продукции не только в Украине и России, но также и в Казахстане. В последние 5 лет Казахстан медленно, но уверенно укрепляет свои позиции производителя масличных культур. 2011/12 МГ оказался для страны знаковым в том плане, что впервые за все время Казахстан стал нетто-экспортером масложировой продукции. Растущие темпы производства масличных, их переработки, а также более привлекательные цены со стороны импортёров по сравнению с поступающими с внутреннего рынка ценами не прошли незаметно для страны. Инвестиционные проекты на казахстанском масличном рынке реализует как Россия, так и Китай. И неспроста.

Диверсификация производства сельхозкультур yесомненно, производство зерновых культур и, в частности, пшеницы, является приоритетным для Казахстана. В 2012 г. яровые посевы сельхозкультур составили 18,8 млн. га, из которых 15,7 млн. га пришлось на зерновые. В то же время, на протяжении последних пяти лет Казахстан расширяет посевные площади под масличными. Причём расширение порой идёт за счёт сокращения посевных площадей под пшеницей.

Наиболее отчётливо это проявилась в 2010/11 МГ – посевы сои, подсолнечника, рапса и льна возросли на 487 тыс. га, а пшеницы сократились на 489 тыс. га. Такие изменения объяснялись государственной политикой Казахстана в сфере растениеводства, направленной в сторону стимулирования диверсификации производства масличных культур. При этом потенциал общих площадей под масличными в стране оценивается местными властями на уровне 2 млн. га. В целом, казахстанские эксперты не перестают подчёркивать, что страна обладает огромными площадями, благоприятными для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Подсолнечник –  это лидирующая культура основная часть масличных выращивается на севере Казахстана. Подсолнечник и рапс выращиваются на северо-востоке, лен – на севере и западе Казахстана, а соя – на юге.

Карта Казахастана

Анализ рынка

По подсчетам аналитиков Oil World, в 2012/13 МГ посевы масличных в Казахстане  достигли 1,6 млн. га, что вдвое превысило результат сезона-2008/09. Половина указанных площадей, а именно 850 тыс. га, была выделена под подсолнечник против 956 тыс. га годом ранее. Также был отмечен существенный рост площадей льна – под него было выделено 419 (326) тыс. га. Кроме того, 250 (230) тыс. га пришлось на рапс и 82 (71) тыс. га – на сою.

Казахстан: производство масличных и посевные площади под ними

 

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

 

тыс. га

тыс. тонн

тыс. га

тыс. тонн

тыс. га

тыс. тонн

тыс. га

тыс. тонн

тыс. га

тыс. тонн

Соевые бобы

51

89

53

94

62

114

71

133

82

170

Подсолнечник

570

186

722

368

870

329

956

440

850

400

Рапс

174

83

195

107

353

109

230

149

250

117

Лен

12

10

58

48

230

95

326

273

419

158

Всего под масличными

807

368

1028

617

1515

647

1583

995

1601

845

Источник: OilWorld

       Стоит отметить, что в 2011/12 МГ после сбора рекордного урожая подсолнечника Казахстан экспортировал 36 тыс. тонн указанной масличной. Активизация продаж пришлась на январь-май 2012 года и во многом была связана с трудностями импорта подсолнечника из России и Украины в связи с ледовой обстановкой. В целом же, Казахстан стремится наращивать переработку подсолнечника внутри страны и экспортировать масло и шрот. Так, в 2011/12 МГ экспорт подсолнечного масла и шрота из Казахстана составил рекордные 16,89 тыс. тонн и 99,48 тыс. тонн соответственно. Иран и ОАЭ вошли в тройку ключевых импортеров подсолнечного шрота, закупив 32% и 20% соответственно от указанного объема.

      Согласно прогнозу аналитиков Oil World, экспорт подсолнечника из Казахстана в 2012/13 МГ (сентябрь-август) составит 20 тыс. тонн. В целом, производство подсолнечника в стране в 2012/13 МГ оказалось выше, чем ожидали аналитики, – собрано 400 тыс. тонн масличной, что, однако, отстает от рекорда 2011 года (440 тыс. тонн). По данным ИА «АПК-Информ», за сентябрь-ноябрь 2012 г. отгрузки подсолнечника из Казахстана составили 1,7 тыс. тонн, что на 60% превысило результат за аналогичный период годом ранее. Основными импортерами казахстанского подсолнечника традиционно выступили Узбекистан, Кыргызстан и Афганистан, тогда как в 2011/12 МГ среди импортеров также были такие страны, как Таджикистан, Нидерланды, Польша, Иран и Германия, а в 2010/11 МГ – Китай и Южная Корея. До конца сезона Казахстан может экспортировать еще 18,3 тыс. тонн подсолнечника.

Основные покупатели семян подсолнечника из Казахстана

за 2011/12 МГ

в 2012/13/14 МГ (сент.-ноя.)

Страна

Объем, тонн

Средняя цена,
USD/т

Доля

Страна

Объем, тонн

Средняя цена,
USD/т

Доля

Узбекистан

32 318

338

90%

Узбекистан

1 602

467

93%

Таджикистан

1 968

425

5%

Кыргызстан

84

417

5%

Нидерланды

986

410

3%

Афганистан

40

320

2%

Афганистан

394

142

1%

 

 

 

 

Кыргызстан

323

189

1%

 

 

 

 

Польша

61,0

740

0%

 

 

 

 

Иран

10

179

0%

 

 

 

 

Германия

8

1 024

0%

 

 

 

 

Другие

0

 

 

 

 

 

 

Всего

36 069

 

100%

Всего

1 726

 

100%

Относительно отгрузок подсолнечного масла необходимо отметить, что за сентябрь-ноябрь 2012 г. Казахстан экспортировал 3,56 тыс. тонн, что практически втрое превысило результат за аналогичный период прошлого сезона. Что весьма примечательно, 28% от указанного объёма ушло в Индию. При этом крупнейшим импортёром остался Узбекистан.

Экспорт подсолнечного шрота из Казахстана за сентябрь-ноябрь 2012 г. также превысил прошлогодний результат, составив 16,3 тыс. тонн. 59% от указанного объёма ушло в Узбекистан, 22% - в ОАЭ, 8% - в Кыргызстан, 7% -в Таджикистан и 5% - в Иран. В целом на сезон-2012/13 аналитики Oil World прогнозируют экспорт подсолнечного шрота из Казахстана в объёме 70 тыс. тонн. Таким образом, до конца сезона страна может поставить на мировой рынок ещё около 53,7 тыс. тонн подсолнечного шрота.

Мировой рынок растительных масел за последние годы стал сильно зависеть от рынка нефтепродуктов в связи с активным развитием отрасли альтернативной энергетики, в частности, биодизеля.

Таким образом, основными факторами, которые формируют рынок Казахского подсолнечного масла, являются не только внутренние, но и внешние. 

Подведя итоги написанного выше, выходит, что любое современное предприятие АПК, будь то масложировая отрасль или комбикормовая промышленность, должно иметь свой замкнутый цикл производства. Главной задачей которого, является  наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии в производстве, обеспечивающее защиту окружающей среды. Сегодня недостаточно, просто обеспечить общество необходимым количеством продукции - эта продукция должна отвечать международным стандартам качества, важнейшими компонентами которого как раз и являются экологические составляющие всего произведённого и потребляемого.

В связи с чем, после строительства комбикормового и маслоперерабатывающего производства, возникает потребность в дальнейшем развитие (по желанию) всего производства и обретение своего замкнутого цикла.  Последующие этапы развития могут быть разными: либо же двигаться в птицеводческом направлении или животноводческом,  где соответственно возникает потребность в бесперебойном обеспечение качественными кормами.

Карта Казахастана